Собаки на службе Российской Империи

В публикуемом сегодня отрывке из книги Константина Карапетянца об истории служебной кинологии рассказывается о том, как в Российской империи зародилась "военная" и "криминальная" кинология.

"Первые записи о применении собак в военном деле относятся к 1840 году. Генерального штаба подполковник Н. Г. Николаев в 1892 году, изучая ход Кавказской кампании, обнаружил ряд донесений, в которых командиры давали высокую оценку собакам авангардных позиций.

При дальнейших поисках и опросах оставшихся в живых ветеранов исследователь установил, что собаки, применявшиеся в компании, исполняли обязанности передовых караульных. При приближении вражеских лазутчиков собаки, находящиеся впереди линии окопов, поднимали лай, предупреждая о незваных гостях часовых охранения. Удалось военному-кинологу установить и породы собак, применяемых в Кавказской войне.

Вот, что пишет ученый в своих изысканиях: "На Кавказе употреблялись смешанные породы "гончей с дворнягой" и "шавки с дворнягой". Вместе с тем, Н. Г. Николаев отмечает, что в горных районах Кавказа водятся довольно большие овчарки местной породы, которые, не вынося теплого равнинного климата, и в долинах не встречаются. Он предлагает развести этих собак в европейской, северной части России и использовать в военных целях.

Учитывая опыт Кавказа, генерал М. Д. Скобелев в конце XIX столетия применяет собак в среднеазиатском регионе. И здесь четвероногие солдаты получают самую высшую оценку. В это же время кордонные посты на границе с Турцией имеют на вооружении собак местной породы (горджанских овчарок), которые сопровождают стражников в ночных дозорах. С 1892 года в охотничьих командах Туркестанской армии собаки работают на подноске патронов, доставляют почту, охраняют биваки, используются для патрулирования. Военное ведомство поощряет войсковую инициативу, и вскоре четвероногим солдатам определяется казенный паек.

К началу Русско-японской войны в подразделениях русской армии содержится более тысячи дрессированных по различным службам собак. За год боевых действий собаки-связисты доставили более 1000 донесений, а четвероногие санитары спасли жизнь сотням раненых. Лучшим розыскником-санитаром Русско-японской компании стала шотландская овчарка Каро, которая обнаружила и спасла от смерти 37 солдат и офицеров.

Десятки караульных собак несли службу на бастионах Порт-Артура. Мировая война еще раз подтвердила готовность русской армии к масштабному использованию четвероногих солдат. Собаки становятся надежными и незаменимыми помощниками разведчиков и санитаров, саперов и связистов, началась организация кинологической минно-розыскной службы.

Фото: AP

Читайте также: Четвероногие пастухи — гроза волков и овцекрадов

Кроме военной кинологии, с начала двадцатого столетия развивается и криминальное собаководство императорской России, которое прожило короткую, но довольно яркую жизнь. Успешным развитием это направление служебного собаководства обязано, во-первых, высокому покровительству и, во-вторых, глубокому обобщающему анализу русскими кинологами достижений мирового опыта.

Министр внутренних дел П. А. Столыпин был не только великим реформатором, но и рачительным и мудрым администратором. Полицейские кадры империи отвечали самым высоким профессиональным требованиям, а ближайшее окружение министра составляли талантливые, неординарно мыслящие люди. Именно у них нашел поддержку молодой подполковник — начальник сыскного отделения столичной полиции В. И. Лебедев.

В самом начале ХХ века он заинтересовывается опытами по применению собак в розыске преступников и похищенного имущества. Во время деловых поездок в Германию В. И. Лебедев изучил наработки немецких полицейских-кинологов, ознакомился с системой подготовки дрессировщиков и работой четвероногих сыщиков. Увиденное настолько поразило Лебедева, что навсегда определило его карьеру и судьбу.

Вернувшись из поездки, он начал широкую компанию по формированию общественного мнения в пользу создания в России полицейского собаководства. В 1906 году В. И. Лебедев получил кресло делопроизводителя Министерства внутренних дел, чин надворного советника и возможность работать в новой области правоохранительной системы. В это время со всей силой проявился его талант популяризатора и практика прикладной кинологии.

Лебедев сотрудничает в ведомственных и светских журналах, на страницах газет рассказывает о подвигах четвероногих полицейских, пишет обстоятельные доклады высокому руководству. Важную роль в развитии полицейского собаководства в России сыграла вышедшая весной 1907 года книга Р. Герсбаха (которую он сам и перевел) о применении собак для розыска и задержания преступников.

В переводе В. И. Лебедева труд вышел из рамок учебника и приобрел загадочность и остроту детектива. Книга сразу стала бестселлером. Вскоре, (заметьте, без всякой команды "сверху"!) в губернских и уездных управлениях полиции появляются служебные собаки. Иметь собаку-сыщика стало не только престижно, но и выгодно. Умелое применение "живой техники" обеспечивало почти стопроцентный успех. Не отстает от провинции и дворцовое охранное ведомство.

Под руководством профессиональных дрессировщиков в Петергофе и Риге готовятся розыскные и караульные собаки. Осенью 1907 года на очередной выставке собак в Михайловском манеже Лебедев демонстрирует публике работу четвероногих полицейских, а за впервые экспонируемых немецких овчарок получает большую золотую медаль (тоже впервые в истории российской кинологии).

Фото: AP

Наступила пора более масштабных действий… В сентябре 1908 года утверждается устав "Российского Общества поощрения применения собак к полицейской и сторожевой службе". Неутомимый полицейский единодушно избирается Товарищем Председателя. Возглавил Общество член Госсовета, тайный советник В. И. Денисов. Лебедев подготавливает и редактирует новый журнал "Полицейская и сторожевая собака". Мая 19 дня 1909 года Председатель Совета Министров, Министр внутренних дел, статс-секретарь Императора Петр Аркадьевич Столыпин становится Почетным членом Российского "Общества… " Тем временем филиалы "Общества" появляются в большинстве губернских городов, учредителями становятся знатные граждане, военные, полицейские чиновники.

19 октября 1908 года в присутствии великого князя Николая Николаевича, военного министра, других высших сановников государства состоялись Первые Всероссийские испытания полицейских собак — событие для будущего любительского собаководства уникальное. С этого момента началась серьезная работа над разработкой специальных методик по дрессировке служебных собак всех направлений, то есть стала закладываться теоретическая основа дрессировки в России.

Читайте также: Любимые собаки Императора

В начале 1909 года по прошению "Общества… " С.-Петербургский Градоначальник отводит земельный участок (5,5 десятин) под строительство школы полицейских кинологов и образцового питомника. 21 июня 1909 года состоялось освещение и торжественное открытие школы, а спустя девять дней первые курсанты расселились в казарме и познакомились со своими четвероногими соучениками, старшему из которых едва минуло 12 месяцев. Начались учебные будни…

В.И. Лебедев был не только внимательным и заботливым попечителем школы, но вел в ней курс лекций по основам сыска и теории дрессировки. Присутствие необычных "школьников" заметно сказалось на криминогенной обстановке в столице, а раскрытие с помощью четвероногих курсантов ряда тяжких преступлений получило самый живой отклик в российской прессе.

В воскресенье, 25 октября 1909 года состоялись публичные испытания первого выпуск полицейских дрессировщиков и их воспитанников. Главная судейская коллегия под председательством тайного советника, сенатора М. И. Трусевича единодушно признала "Первым учеником" школы околоточного надзирателя московской полиции В. Дмитриева и его одиннадцатимесячного доберман-пинчера Трефа. Дмитриеву было присвоено звание "Учитель дрессировки собак", а Трефу "вручен" диплом сыскной собаки.

Интересна и география сыскной службы полицейских кинологов. Следующие пять отличников отбыли служить во Владикавказ, Луганск, Тверь, Полтаву, Минск. Остальные двадцать выпускников расселились в крупных губернских городах империи.

Сыскное собаководство России уверенно двигалось вперед. Только за первые три года работы школа подготовила 300 учителей дрессировки и более 400 розыскных собак. В это же время активисты "Общества" создают в России сеть кинологических полицейских учебных заведений, строят питомники, закупают собак. Среди учителей и наставников нового поколения полицейских собаководов появились зарубежные специалисты и, конечно же, выпускники Центральной школы "Общества".

К 1915 году розыскные собаки стали обязательной принадлежностью сыскной полиции. Значительно расширяется и сфера деятельности четвероногих полицейских, куда входили и ночное патрулирование, и силовые задержания, а также "караулы" в дворцовых покоях, охрана заключенных, поиск взрывных устройств и т. д. Посмотреть на выучку полицейских собак съезжались виднейшие кинологи Запада, а о работе русских дрессировщиков восторженно отзывались многие европейские газеты

Как видим, к началу двадцатого столетия Российская Империя заняла далеко не последнее место в кинологическом мировом строю. Всем этим наше служебное собаководство обязано его организатору — В. И. Лебедеву, вложившему в это дело душу и сердце русского патриота".

Автор Константин Карапетянц
Константин Карапетянц — ректор Первого профессионального кинологического института, кандидат педагогических наук *